Японский пэчворк – изящное искусство лоскутного шитья

Японский пэчворк для начинающих

Японский пэчворк – разновидность лоскутного шитья, получившая развитие в стране восходящего Солнца в давние времена. Отличие его от обычного пэчворка, распространенного в России и европейских странах, в том, что мастера тщательно подбирают орнаменты, цветовую гамму, уделяют внимание структуре ткани, используют аппликацию и особый шов.

Важной отличительной чертой японского пэчворка считаются стежки, которые соединяют слои материала и позволяют на готовых изделиях создать причудливые узоры и орнаменты. Такой вид стежков японцы ранее применяли при изготовлении или починке матрасов – футонов. Эта постельная принадлежность стоила дорого, поэтому приобреталась редко. Изношенные футоны чинились мастерами с помощью техники пэчворка.

В местах износа делали заплатки из других тканей, пришивая их фигурными стежками, что не только продлевало срок эксплуатации изделия, но и делало его настоящим произведением искусства.

Отличительные черты японского пэчворка

Японский пэчворк нередко содержит методы традиционного пэчворка. Но, помимо стежков, имеются особенности, которые все же позволяют отличить японское лоскутное шитье от английского или китайского:

  • в основе японского пэчворка – ткани из шелка;
  • используются природные сюжеты в качестве основного мотива орнамента;
  • изображение растений и цветов создается с помощью геометрических фигур;
  • использование традиционного лоскутного шитья чередуется со стежками для скрепления слоев ткани;
  • практикуется применение дополнительных украшений (кисти, бахрома);
  • присутствие аппликации на изделии;
  • в изделии наблюдается преобладание натуральных цветов;
  • применение техники «сашико»: вышивание способом «вперед иголку».

Техника вышивания стежков в японском пэчворке имеет старинные традиции. В технике «сашико» с древних времен изготавливаются традиционные килты. Основное требование при нанесении стежков – их одинаковая длина и строгая аккуратность.

Техники и особенности японского пэчворка

Японский пэчворк для начинающих мастеров несложен при условии выбора простого изделия и предварительной подготовки материалов и шаблонов. Важно также помнить, что при выполнении изделия не нужно спешить: японский пэчворк предполагает размеренный подход к работе и погружение в процесс. Среди популярных техник японского лоскутного шитья, помимо аппликации и сашико, выделяют пояги, йосегири.

  • Техника «пояги» предполагает соединение стежками слоев материала. Два слоя складываются и прошиваются прямым швом или фантазийным узором. Верхнюю ткань следует взять шелковую.
  • Техника «лоскутного шитья» предполагает подбор гармоничных по цветовой гамме и фактуре тканей для создания узоров бесшовным способом. Для этого берутся гладкие тонкие деревянные доски, на которые наносят контуры и прорезают бороздками орнамент. В эти бороздки заправляются края цветных лоскутков, и таким образом создается рисунок. В современном рукоделии ремесленники используют вместо деревянных досочек пенопласт.
  • Аппликация: создание рисунка с помощью нашивок на основное полотно. Заготовка прикладывается к основному полотну изделия и пришивается ровными стежками. Ткань для аппликации берется контрастная, но не яркая: светло-коричневая, зеленая, молочно-белая, темно-бежевая, серая.
  • Техника йосегире – вышивание узоров и аппликаций маленькими лоскутками дорогих тканей. Методика появилась, когда дорогостоящие шелковые материалы стали недоступны большинству японских жителей. Они добывали маленькие кусочки и пришивали их на изделия. Позже именно из них стали составлять тематические узоры, и выделили эту технику как отдельное направление пэчворка.

Главной особенностью японского пэчворка является ручная работа. Практически все изделия в этой технике изготавливаются без использования швейных машин. Ручная вышивка и обработка тканей делает это искусство дорогим и уникальным, а изделия – изящными и утонченными.

Японский пэчворк: схемы

Японский пэчворк: схемы для создания изделий можно найти в специальной литературе, Интернет-ресурсах или изготовить самостоятельно. Учитывая, что главной отличительной особенностью этого направления считается аппликация, схемы для создания изделий строятся с этим расчетом.

Для работы нужна заготовка из основной ткани и контрастные лоскуты, которые будут пришит сверху. Для их раскроя требуются шаблоны в виде геометрических фигур: кругов, квадратов, дуг, трапеций, а также растительных мотивов: деревьев, цветов, листков.

Схема предполагает предварительную расстановку аппликации будущего пэчворк-изделия и нашивок. Все детали скалываются иголками, после сшиваются вручную. Важно использовать гармоничные оттенки ткани, стежки производить аккуратно и ровно, чтобы создавалось впечатление мягкой окантовки рисунка или его контура.

В книгах по рукоделию можно найти схемы для изготовления наволочки, покрывала, одежды и аксессуаров, скатерти в технике японского пэчворка.

Японский пэчворк: мастер класс по изготовлению косметички

Предлагаем изучить мастер-класс «японский пэчворк» и сшить своими руками небольшую функциональную косметичку. Для это необходимо иметь следующие инструменты и материалы:

  1. Ткань для основы и аппликации.
  2. Нитки мулине и для внутреннего шитья.
  3. Флизелин и синтепон.
  4. Булавки с колечком.
  5. Портновский мел.
  6. Молния по размеру.
  7. Декоративные украшения (кружевная лента, бусины, пуговицы).
  8. Схема шитья.

Шаги по изготовлению косметички:

  • Подготовьте основную ткань, прогладьте или отпарьте ее утюгом, чтобы не было складок и неровностей.
  • С помощью портновского мела переведите на изнаночную сторону ткани выкройку косметички, вырежьте детали с припуском в 5 мм.
  • Стачайте детали между собой и прогладьте утюгом все швы.
  • Из синтепона и флизелина вырежьте прямоугольник чуть большего размера и приколите его булавками с основной детали.
  • Сшейте вручную, используя шов «вперед иголку» и нитки мулине, детали косметички и пришейте фрагменты аппликации. Пришейте молнию.
  • Украсьте изделие бусинами, кружевом, пуговицами, пришив их вручную.
Читайте также:  Юбка из фатина своими руками: пышная юбка на чехле или короткая юбочка

Запомните, что все швы должны быть равного размера и направления, японский пэчворк не терпит погрешностей и спешки. Старайтесь использовать для работы натуральные, близкие к природным, оттенки тканей. Новичкам лучше учиться японскому пэчворку на тканях из хлопка: они более просты в шитье, не имеют такой излишней гладкости, как шелковые материалы.

Японский пэчворк – утонченное искусство, с помощью которого можно создавать неповторимые изделия для дома, аксессуары и предметы одежды. Все они сшиты вручную и отличаются аппликациями и изысканными швами, создающими узоры и рисунки на тканях.

Видео

Пэчворк для начинающих. Что нужно новичку?

Как нарезать ткань для лоскутного шитья?

Мастер класс: чехол для телефона — японский пэчворк

Мастер класс: сумка и косметичка в технике японский пэчворк

Запись эфира в 4х частях

Японский пэчворк – изящное искусство лоскутного шитья

Лоскутное шитье считается интернациональным видом рукоделия. Мозаику из лоскутков ткани складывали в странах Древнего Востока, невероятно популярным было лоскутное шитье и в старой России, использовали эту технику и в Европе. И хотя официальной родиной пэчворка называют Англию, в мире лоскутного шитья известен еще и японский пэчворк. Чем же этот вид лоскутного шитья так примечателен, и какова его история? Давайте разберемся.

Из истории японского лоскутного шитья

Изначально лоскутное шитье в чистом виде в Японии не использовалось. Правда, в некоторых японских монастырях для монахов шили теплые стеганые куртки из квадратных лоскутов, символизирующих рисовые поля. В основном японское лоскутное шитье существовало в виде стёжки. Кстати, такое шитье имело особый смысл: Специальные стежки (вперед иголкой) соединяли несколько слоев ткани внахлест. На старые ткани накладывали новые и таким образом добивались экономии материала для одежды. В результате получали характерные для японского шитья геометрические узоры.

В то же время традиционные японские подушечки «футон» шили как раз в лоскутной технике. Опять-таки, все делалось в целях экономии. Футон был достаточно дорогой постельной принадлежностью. Иметь такие подушки-матрасы могли позволить себе только состоятельные японцы, а пользовались ими настолько долго, что ткань протиралась. Тогда потертые места на футонах закрывали новыми лоскутами ткани, а сами подушечки начинали выглядеть как новые.

Возникновение настоящего лоскутного шитья в Японии обязано тем же обстоятельствам, что и появление пэчворка в Англии. Когда политики ограничили (а в некоторых местностях и запретили) импорт китайских тканей, текстиль стал страшным дефицитом. Но для самой Японии, конечно, такая политика имела благоприятные последствия: в стране началось производство собственных тканей. Однако традиция экономного расхода тканей уже прочно вошла в быт японцев. Лоскутными делали не только футоны, из лоскутов старых кимоно шили новые одежды, которые назывались комоно. А вместе с этим возник новый вид текстильного рукоделия кинусайга (пэчворк без иголки).

Особенность этого рукоделия заключалась в своеобразном сочетании живописи и работы с тканью. С помощью тщательно подобранных шелковых лоскутов и деревянных дощечек рисовали настоящие живописные картины. Для этого рисунок или сюжет будущего полотна переносили на дерево, по контуру рисунка прорезали борозды, а лоскутами, как красками, покрывали отдельные элементы рисунка, заправляя края лоскутов в прорезанные борозды. Правда, данный вид рукоделия преследовал не прикладные, а исключительно творческие цели.

Особенности японского пэчворка

Для дилетанта в лоскутном шитье пэчворк из Японии ничем не отличается от традиционного английского шитья. Однако эта диковинная техника имеет свои особенности и свои отличительные черты:

  • Во-первых, для японского пэчворка характерно одновременное использование лоскутного шитья и стёжки.
  • Во-вторых, рисунки в японском пэчворке отличаются изобилием цветов. А символом данного рукоделия стали распускающиеся цветы. Однако геометрические орнаменты, символизирующие рисовые поля, также характерны для японского лоскутного шитья.
  • В-третьих, это рукоделие отличается используемыми в нем тканями. В отличие от традиционного пэчворка, где в основном работают с хлопчатобумажными тканями, в японском лоскутном шитье предпочтение отдается шелку.
  • В-четвертых, в японском лоскутном шитье используется особенная техника сашико – вышивка стежком «вперед иголку».

Итак, характерными особенностями японского пэчворка можно назвать сочетание стёжки с лоскутным шитьем, использование преимущественно шелковых тканей и узоров в виде цветов и геометрических орнаментов.

Стёжка сашико

Традиционность стёжки в японском пэчворке имеет свои исторические корни. Изначально стёжку использовали для шитья многослойных теплых одеял и одежды. Потом вдруг неожиданно выяснилось, что стеганая одежда успешно выступает в роли военных доспехов. Что ж, стеганые доспехи стали неотъемлемым предметом амуниции японских воинов: такие «бронежилеты» отлично защищали от скользящего удара меча и стрелы. Справедливости ради надо заметить, что стеганые доспехи носили не только японские воины, но и солдаты Китая, Кореи и Индии.

Стёжка в японском пэчворке отличается и техникой. Традиционно для японских квилтов используется техника сашико с тонкими пунктирными линиями стежка. Причем такая стёжка совсем не обязательно должна быть прямолинейной. Узоры допустимы любые: геометрические, криволинейные, растительные и абстрактные. Стёжка может выполняться контрастной нитью по однотонной ткани, может дополнить аппликацию или добавить рельефности лоскутному полотну. Главное условие – равная длина стежков, исключительная аккуратность работы и лаконичность рисунка.

Читайте также:  Грифон – собака с «моторчиком»

Шитье йосегире

Лоскутное шитье в Японии тоже было наделено особым смыслом. Продление жизни старых тканей считалось упражнением духа, а лоскутные одеяния дарились в знак пожелания долгих лет жизни. Кроме того, история японского пэчворка тесно связана с религией синто, которая наделяла душой все одушевленные и неодушевленные вещи. Ткани и одежда в Японии всегда считались особой ценностью, выступали в роли награды за хорошую службу и даже в роли денег. А для японок дорогой шелк значил то же самое, что и драгоценные украшения для жительниц Европы.

В связи с запретом на ношение одежды из дорогих тканей представителями торгового сословия была изобретена новая мода, называемая «скрытая элегантность». В соответствии с законами этой моды дорогую одежду прятали под другой (более скромной) или использовали для ее пошива не целые отрезы, а лоскуты. Данный вид шитья и получил название йосегире (сшивание кусочков).

Это шитье вошло в моду не только как возможность продлить жизнь ткани, но и стало национальным декоративно-прикладным искусством. Лоскуты складывались в узоры сначала случайно, а затем и целенаправленно. Потом эти узоры стали дополняться аппликацией, затем перешли в искусство росписи фарфора, а потом соединились с вышивкой сашико, превратившись в японское лоскутное шитье.

Что примечательно. Модный крэйзи-пэчворк – это европейская интерпретация японского лоскутного шитья: японские ткани сотканы так искусно, что кажутся украшенными богатой вышивкой. Когда в конце девятнадцатого века на выставке японской культуры в Филадельфии были представлены ширмы, изготовленные из парчовых лоскутов, многие дамы решили, что кусочки шелковой ткани вышиты. Эта идея и была заимствованная для изготовления крэйзи-квилтов, которые начали декорировать вышивкой.

Ручная работа

Настоящей уникальной особенностью японского пэчворка остается ручная работа. Большинство японок не пользуются швейными машинками, потому что привыкли делать всё «по-настоящему». А что может быть более настоящим, чем ручная работа? Именно поэтому традиционные японские квилты собираются, сшиваются и простегиваются исключительно вручную.

Кроме того в Японии сохраняется популярность «ресайклинга» – перешивания старых вещей в новые. И именно этот прием остается частью японского лоскутного шитья. Вообще японский пэчворк входит в категорию изящных искусств: нет в нем простоты английского лоскутного шитья, грубоватости американского квилтинга или безбашенности крэйзи-пэчворка.

Изящный рисунок, тонкая работа, легкие ткани и ручное исполнение отличают этот вид лоскутного шитья от всех подобных техник. Здесь японцы тоже сумели отличиться, научившись создавать нечто возвышенное из совершенно обыденного и приземленного. Удивительная страна и удивительная культура!

Японский пэчворк: традиции, отличия и мастер-класс

Красивые и стильные вещи, претендующие на статус произведений искусства, можно создать, используя самые простые и доступные материалы. Ткани являются распространенным элементом в рукоделии. Их применяют в процессе вышивания, создания одежды и элементов декора. Используются они и в таком виде мастерства, как японский пэчворк.

Красивые и стильные вещи, претендующие на статус произведений искусства, можно создать, используя самые простые и доступные материалы

История пэчворка

История возникновения этого направления в рукоделии связана с необходимостью экономии и рационального использования тканей, поскольку стоимость материи была высокой. По своей сути пэчворк представляет собой лоскутное шитье, которое со временем из простого домашнего мастерства, позволяющего создавать необходимые в быту вещи, перерос в направление современного искусства, активно использующегося известными дизайнерами.

Созданные своими руками пледы или одеяла, в основе которых лежат лоскуты и обрезки тканей, вдохновили не только модельеров, но и производителей. Именно поэтому современные фабрики выпускают ткани, имитирующие сшитые между собой обрезки.

Активно этот вид рукоделия развивался в Англии, где качество работ было настолько высоким, что изделия привлекли внимание ценителей прекрасного по всему миру. В других странах, включая и Россию, изделия из лоскутков также присутствовали в домах, позволяя экономить ткани и одновременно украшать интерьер.

Особого внимания заслуживает японская разновидность пэчворка. В этой стране лоскуты использовались не только для создания необходимых элементов домашнего обихода, но и стали основой для медитации и качественного, полноценного отдыха, поскольку техника выполнения переросла из обычного шиться в творческий процесс.

Особого внимания заслуживает японская разновидность пэчворка

Пэчворк японцев отличается от европейского – работа выполняется не спеша, ткани подбираются специально, чтобы избежать резких контрастов и неправильных сочетаний в цветах и оттенках.

Галерея: японский пэчворк (25 фото)

Японский пэчворк: отличие от китайского и английского

Япония не сразу стала эталоном этого вида мастерства. Лоскутное шитье развивалось здесь постепенно, впитывая лучшие элементы китайского и английского направлений. Свое отражение в работах находили и традиционные одеяния монахов. Одним из отличительных особенностей шитья в японском стиле является специальная стежка. Она выполняется таким образом, чтобы надежно соединять несколько слоев ткани, образуя геометрические узоры или силуэты на готовых изделиях – одежде, покрывалах, наволочках. Использовалась стежка также и тогда, когда была необходимость в починке старой одежды.

Традиционный для японцев предмет домашнего обихода – футон (матрас) выполнялся именно с использованием этой техники шитья. Так как ткани стояли дорого, износившиеся места заделывали новыми лоскутами, в результате чего изделия выглядели как новые и были вполне пригодны для дальнейшего использования. Также отличительной чертой японской техники является применение во время работы специальных деревянных дощечек. Они помогали создавать картины из лоскутов, благодаря чему готовые изделия были похожи на настоящие произведения искусства.

Отличия

Несмотря на то, что в независимости от выбранной техники готовые лоскутные изделия выглядят красиво и стильно, японский вариант имеет ряд особенностей и отличительных черт, которые не позволяют спутать пэчворк с китайским или английским:

  • Используются специальные стежки;
  • Применяется техника соединения лоскутного шитья (традиционного) и крепления элементов стежками одновременно;
  • Основные картины на изделиях – природные мотивы (цветы и поля);
  • Геометрическими фигурами выстраиваются изображения цветов и растений;
  • Основные ткани, применяющиеся в работе – шелковые (английский вариант – хлопчатобумажные);
  • В процессе работы используется особая техника вышивания, называемая сашико, выполняемая в технике «иголку вперед».

Мастер обязательно украсит изделие кистями или бахромой, что позволяет изделию выглядеть не только красиво, но и по-настоящему богато. Также для японского пэчворка характерная аппликация – она помогает дополнить общую картину, создаваемую из лоскутов. Современные мастера используют для работы швейные машинки.

Мастер-класс по японской аппликации (видео)

Японский пэчворк: мастер-класс для начинающих – стильные штучки своими руками

Создать предмет в стиле пэчворк несложно. Если выбран японский вариант исполнения, то перед человеком открывается простор, где творчество и самовыражение приветствуются.

Читайте также:  Многолетняя гвоздика – незаменимое растение в саду: сорта и виды

Одним из необходимых в быту предметов является тканевый кошелек (косметичка). Для ее изготовления потребуется:

  • Схема;
  • Ткань (можно использовать хлопчатобумажную);
  • Мулине (нити);
  • Флизелин;
  • Синтепон (тонкий);
  • Булавки;
  • Мыло или мел;
  • Нитки для сшивания;
  • Молния (для застежки);
  • Элементы украшения (кружево, пуговицы, жемчужины).

Ткань, которая является основной, должна быть чистой и хорошо отутюженной.

Этапы работы

  • Перевести выкройку на подготовленную ткань (используя мел или мыло);
  • Аккуратно вырезать все детали передней и задний частей (важно сделать припуск на швы около 5-7 см);
  • Сшить все элементы между собой;
  • Разгладить швы утюгом;
  • Вырезать прямоугольник из флизелина и синтепона (он должен быть больше по размерам, чем основная деталь;
  • С помощью булавок прикрепить прямоугольник к основному элементу изделия;
  • Прошить все стежки и детали;
  • Закрепить молнию в верхней части;
  • Украсить изделия, используя подготовленные для этой цели элементы.

Создать предмет в стиле пэчворк несложно

Как видно, сложностей в этой работе нет. Главное условие – отсутствие спешки. Японский стиль направлен на отдых и полное расслабление – об этом важно помнить, прежде чем начинать процесс создания лоскутного изделия.

Виды японского пэчворка, техника выполнения

Создавать прекрасные и необычные вещи в технике японского пэчворка можно, выбрав один из нескольких популярных видов:

  • Пояги (появился в Корее, но применяется и в Японии);
  • Лоскутное шитье;
  • Аппликация;
  • Сашико.

Также активно применяется техника, появившаяся в Англии – квилтинг.

Пояги выполняется путем сшивания двух слоев ткани. В первоначальном варианте предполагалась, что использоваться будет упаковочная ткань. В дальнейшем она была заменена на шелковую. Основное, что необходимо сделать – прошить 2 слоя ткани.

Создавать прекрасные и необычные вещи в технике японского пэчворка можно, выбрав один из нескольких популярных видов

Лоскутное шитье – традиционный вид рукоделия, используемый в Японии. Элементы ткани подбираются гармонично – должен совпадать цвет или оттенок, рисунок или символ. Наиболее ценным является бесшовный способ создания изделий или настоящих картин. Основная суть техники заключается в использовании гладкой дощечки, на которую наносится контур будущего рисунка. По контуру прорезаются бороздки, позволяющие удерживать ткань. После этого необходимо подобрать соответствующие заданной теме лоскутки (они должны подходить по цвету, размеру и форме). Их следует заправить в прорези. Современные мастера используют вместо дощечек пенопласт.

Аппликации – техника, очень популярная в Японии. Лоскуты подбираются согласно имеющемуся рисунку. Требуется создать заготовку из бумаги, затем из ткани, только после этого аккуратно пришить ее в то место, где требуется по задумке автора. Это могут быть домики, деревья, кроны, цветы или различные геометрические фигуры, молы (шары). Особое внимание следует уделить подбору цветов – они должны быть контрастными, но здесь есть нюанс – в Японии это – серый и белый, коричневый и бежевый.

Лоскутное шитье в японском стиле: схемы

Существует разнообразие предложений готовых к использованию схем. Их можно подобрать на специальных ресурсах, посвященных рукоделию, или создать самостоятельно. Второй вариант позволит раскрыть свой творческий потенциал в полном объеме, поскольку потребуется не только подбирать ткани и подходящие цвета, но и разрабатывать эскиз будущего изделия, что потребует полной отдачи от человека.

Если выбор пол именно на японский стиль в лоскутном шитье, то важно помнить о приоритетах, которые имеются в работе – приглушенные оттенки, тематика природы, гармоничная обстановка, позволяющая создать уединение. Соединение элементов производится аккуратными стежками, поэтому в итоге можно наблюдать не просто текстильную вещь, а произведение искусства. Опытные мастера выполняют сшивание так, чтобы стежки были практически незаметными. Среди схем представлены не только традиционные покрывала, одеяла или скатерти, но и предметы одежды, различные аксессуары.

Японский пэчворк: сумки (видео)

Японский пэчворк: стильные штучки

Если посмотреть фото примеров японского пэчворка, сразу захочется найти схемы и пополнить свою рукодельную коллекцию именно этими вещами.

Одна из отличительных техников лоскутного шитья – йосегире. Она имеет интересную историю, которая основывалась на том, что японкам в свое время запрещено было показываться в дорогих тканях. И приходилось действительно изысканные наряды прятать под дешевой одеждой. Но для мастериц и здесь надо было показать класс, и они научились показывать дорогие ткани фрагментарно, по чуть-чуть.

В японском лоскутном шитье предпочтение отдается не хлопчатобумажным тканям, а шелку

Хитрость прижилась и стала отдельной техникой лоскутного шитья, из лоскутков начали складываться необычные узоры, целые картины. Они же переплелись с сашико, и стали лицом японского пэчворка. Стильные вещи в такой технике стали настолько популярны, что именно они считаются основой очень модного сегодня направления крейзи-пэчворк.

Крейзи пэчворк – это техника, задача которой так задекорировать изделие лоскуточками, чтобы казалось, что оно украшено драгоценными камнями или изящной вышивкой.

Японская сумка в стиле пэчворк

Только поглядите на фото, японские сумке в технике лоскутное шитье – это самобытный, ярчайший аксессуар, которой однозначно сделает вас самой заметной дамой на любом мероприятии. Это яркие, пестрые, уютные сумки, настоящая ювелирная работа.

Мастер-класс по изготовлению такой сумки поможет сориентироваться, с чего же начать первые шаги – у техники немало сложностей. Схемы и выкройки можно почерпнуть из японских журналов.

К слову, сумки в том же крейзи-пэчворке – самый модный аксессуар. Галерея фото показывает, сколь яркими и интересными могут такие стильные сумочки. Они показывают, как современно и молодежно может выглядеть современное шитье.

Техника сашко подразумевает вышивку швом “вперед иголку”

Интересные детали такой сумки:

  • Переплетение пэчворка с вязаными деталями, вышивкой;
  • Много тесьмы, бусинок, бисера;
  • Объемные детали;
  • Если изделие и пестрое, то эта пестрота достаточно упорядоченная.

Я еще японские сумочки отличает необычная форма, и если посмотреть журналы, можно увидеть, что форма подчас так же ярка, как и сам лоскутный узор.

Японский пэчворк : аппликация, схемы

Чаще всего мастер-класс запрашивают по теме «Аппликация». Действительно, шитье аппликаций не только интересное, но и самое результативное занятие. Использовать здесь можно разные техники, а выкройки найти несложно. Те же японские журналы предоставят и фото, и описание выполнения работ.

Особенность японского пэчворка в том, что мастера не используют швейных машин: квилты собираются и простегиваются исключительно вручную

Аппликация в японском пэчворке – это:

  • Милые узоры с мелкими деталями;
  • Спокойная цветовая гамма;
  • Включение дополнительных элементов (например, пуговицы);
  • Предпочтение пастельной гамме или основным цветам;
  • Использований аппликаций даже на мелких вещах – футлярах и косметичках.

Аппликация – это одна из самых ярких техник японского пэчворка, поэтому у данной техники так много поклонников. Подушки, салфетки, сумочки, покрывала, панно получаются стильные, яркие, изысканные.

Сумка по боро технологии (видео мастер-класс)

Глядя на фото работ в японском пэчворке, хочется просмотреть не один мастер-класс, и попробовать себя в этом рукоделии. Действительно, много интересного пэчворку дала именно японская техника. Ну а если последовать и философии японского творчества, вместе с художественными навыками можно научиться усидчивости, терпению, умению сосредоточиться.

Японский пэчворк: мастер-класс для начинающих

Искусство лоскутного шитья появилось с целью экономии: мастерицы не спешили избавляться от обрезков ткани и старых вещей, желая придать им новую форму и использовать для создания необычных вещей. Потому пэчворк часто ассоциировался с бедностью. Сложно назвать страну, где впервые возник этот вид рукоделия, но в каждой стране лоскутное шитьё дополнялось национальным колоритом. Официально родоначальником пэчворка считается Англия.

Зарождение лоскутного шитья в Японии

В Японии современный вид это искусство приняло не сразу: сначала из отрезков ткани шили свои одежды монахи, простёгивая их вручную. Когда часть костюма истиралась, добавлялись новые лоскуты и пришивались, как заплатки. Так в технологии появилась стёжка: было замечено, что простёгивание укрепляет изделие и несёт декоративную функцию. В дальнейшем техника стала использоваться для изготовления воинских костюмов.

Распространение пэчворка в Японии было вызвано и экономической ситуацией: в страну было запрещено ввозить ткани из Китая, из-за чего начала развиваться местная текстильная промышленность. Постепенно лоскутное шитьё перешло в национальную традицию, превратившись из техники починки одежды в искусство украшения предметов обихода.

Особенности японского лоскутного шитья

Человеку, не знакомому с особенностями японского пэчворка, может показаться, что сильных отличий от европейской или американской технологии нет. Но это не так. Одной из визитных карточек японского лоскутного шитья является обилие стёжки, которая используется наряду с аппликацией и несёт, помимо функции укрепления изделия, ещё и декоративную нагрузку. Она выполняется не только в виде прямых линий или геометрических фигур, но и в виде символического узора. Нитки не всегда используются в тон ткани.

Ткани для пэчворка по-японски

Отличительной чертой японского пэчворка являются особые ткани, используемые для создания изделий. В каждой стране образ жизни, религия, быт, природа, окружающие людей, отражаются и на прикладном искусстве. В Японии техника лоскутного шиться становится своего рода медитацией, направленной на расслабление, отрешение от забот и отдых. Потому материал используется приглушённых и спокойных оттенков.

Главная особенность восточной техники

Из тканей чаще всего используется принтованный и фактурный хлопок. Сочетание ручной стежки и таких материалов придает работам, выполненным в этой технике, объемность. Основная особенность японского пэчворка: все изделия шьются вручную, без использования швейной машинки. При помощи механических инструментов невозможно добиться того вида и качества изделий, которые получаются при ручной работе. При шитье на машинке они получаются более плоскими, а некоторые мелкие детали просто невозможно выполнить механическим способом. Подобное мастерство требует усидчивости, занимает много времени, поэтому японское лоскутное шитьё очень высоко ценится.

Современный пэчворк в японском стиле

Все чаще восточная разновидность лоскутного шитья стала дополняться другими техниками рукоделия. Сейчас модно дополнять изделия ручной вышивкой, нашивать стразы, бисер или шармы. Традиционно такие вещи украшают бахромой и кисточками. Японский пэчворк позволяет применять несколько различных приёмов одновременно. Необычным аксессуаром может стать текстильная бусина. Выполняется она элементарно: из лоскутка ткани вырезается круг в 3 см, в центр кладётся кусочек синтепона и материал стягивается по краю. Бусинками дополняют замочки, шнурки. Из них делают бусы, браслеты.

Необходимые материалы для пэчворка

Начать изучение японской техники лоскутного шитья можно с изготовления обычной косметички. Существуют наборы для японского пэчворка, но при наличии дома ненужных кусочков ткани для тренировки лучше использовать их. Рисунок можно придумать самостоятельно или взять готовую схему и перевести её на кальку. Очень важно выбирать для работы качественные иголки. Они должны легко проходить через ткань и не вынимать волокна. Хорошие нитки и ткани заметно облегчат работу. Расцветку материала выбирают близкую к натуральным, природным оттенкам: зелёную, коричневую, красную. Для аппликации используют неконтрастные цвета, гармонично сочетающиеся с основой. Если в работе использовать ткань в клетку, простёгивать её будет удобнее.

Для начинающих японский пэчворк может показаться сложным, но на самом деле технология шитья не вызывает особенных трудностей у новичков. Главное – запастись терпением, так как все детали сшиваются вручную, а на это может понадобиться много времени. Если у аппликации очень мелкие элементы, в первый раз рекомендуется воспользоваться клеевым карандашом для их закрепления. Все части изделия вырезаются с припуском на шов. Перед началом работы ткань нужно постирать и отутюжить. Ручная стёжка позволяет использовать различные декоративные швы и сделает изделие более мягким.

Необходимые инструменты

Для работы понадобится:

  • выкройка для основы и рисунка;
  • ткань для основы;
  • несколько небольших лоскутков для аппликации;
  • две косые бейки;
  • плотная бумага для аппликации;
  • ножницы;
  • молния;
  • подкладочный материал или синтепон;
  • иголки для пэчворка;
  • кожаный напёрсток;
  • булавки;
  • нитки.

Японский пэчворк: мастер-класс для начинающих

Процесс создания изделия состоит из следующих шагов:

  1. Выкройку для косметички можно изготовить самостоятельно или взять схему из открытых источников. Для неё понадобится плотный картон.
  2. Из основной ткани вырезаем две одинаковые прямоугольные заготовки для лицевой и изнаночной стороны. Между лоскутками кладём наполнитель, создавая «слоёный пирог». Для удобства его лучше закрепить булавками или специальными фиксаторами для ткани. Основу можно также выполнить в технике пэчворк, собрав из разноцветных лоскутков.
  3. Размечаем основу мылом или карандашом и начинаем стежку. Простёгиваем ткань полностью.
  4. Прикладываем выкройку и отмечаем контур на ткани, не забываем про припуски.
  5. Из плотной бумаги вырезаем детали рисунка: эти кусочки будут оборачиваться лоскутками ткани и служить основой для аппликации. На шов оставляем припуск не менее 3 мм.
  6. Делаем на лоскутках небольшие засечки ножницами, чтобы было удобнее присоединить их к бумажным заготовкам. Края загибаем внутрь и заглаживаем. Вместо бумаги можно использовать клеевой флизелин. Тогда собрать рисунок будет намного проще: достаточно аккуратно загнуть края и прогладить готовые элементы утюгом.
  7. Собираем аппликацию, оборачивая детали тканью, и пришиваем к заготовке аккуратными стежками при помощи потайного шва. Дополнительно можно пристегать рисунок декоративным швом «строчка», используя контрастные нити.
  8. Можно украсить косметичку вышивкой, бусинами или пришить пуговицы. Мулине для этого выбирается в тон основной части изделия. Сделать это нужно до сборки изделия.
  9. Обмётываем края заготовки для косметички, чтобы нитки не растрепалась, и вырезаем основную деталь.
  10. Начинаем обрабатывать края. Выкраиваем полоску шириной 5 см и пришиваем косую бейку при помощи потайного шва. Теперь осталось придать форму изделию.
  11. Основную деталь складываем пополам и отступаем слева и справа около 4 см, отмечая эти места булавками.
  12. Работаем с изнанкой. Заворачивая стороны к себе, начинаем сгибать по центральной части. От края отступаем 2 см, прошиваем и срезаем уголок. К необработанному участку пришиваем лоскут ткани, чтобы спрятать кончик.
  13. Вывернутую на лицевую сторону косметичку сшиваем до точек, где поместили булавки.
  14. Формируем дно и вшиваем молнию.

Косметичка готова! Это изделие мы создали своими руками. Японский пэчворк не терпит машинного шитья, потому можно смело говорить, что этот симпатичный аксессуар получился полностью ручной работы.

Ссылка на основную публикацию